Операционные системы. Управление ресурсами

       

Планирование процессов по дисциплине FCFS



Рисунок 2.2. Планирование процессов по дисциплине FCFS


RR (round robin - карусель) - простейшая дисциплина с вытеснением. Процесс получает в свое распоряжение ЦП на некоторый квант времени Q (в простейшем случае размер кванта фиксирован). Если за время Q процесс не завершился, он вытесняется из ЦП и направляется в конец очереди готовых процессов, где ждет выделения ему следующего кванта, и т.д. Показатели эффективности RR существенно зависят от выбора величины кванта Q. RR обеспечивает наилучшие показатели, если длительность большинства процессов приближается к размеру кванта, но не превосходит его. Тогда большинство процессов укладываются в один квант и не становятся в очередь повторно. При величине кванта, стремящейся к бесконечности, RR вырождается в FCFS. При Q, стремящемся к 0, накладные расходы на переключение процессов возрастают настолько, что поглощают весь ресурс ЦП. RR обеспечивает наилучшие показатели справедливости: штрафное отношение P на большом участке длительностей процессов t остается практически постоянным. Только на участке t < Q штрафное отношение начинает изменяться и при уменьшении t от Q до 0 возрастает экспоненциально. Потерянное же время M существенно растет с увеличением длительности процесса.

На рисунке 2.3 показаны примеры планирования по дисциплине RR с разными величинами кванта Q=1 (Рисунок 2.3.а) и Q=4 (Рисунок 2.3.б). Рассмотрим подробнее работу на начальном временном участке Рисунок 2.3.а. Процесс A поступает в момент времени 0 и получает квант времени ЦП. К моменту окончания кванта в очереди уже есть процесс B. Процесс A отправляется в очередь, а следующий квант получает процесс B. В момент времени 2 процесс B направляется в очередь, а из очереди выбирается процесс A. В этот же момент поступает новый процесс - C. Этот процесс ставится в конец очереди, а первым в очереди стоит процесс A, поэтому следующий квант отдается процессу A и т.д. Предоставляем читателю самостоятельно закончить рассмотрение этого примера, а также примера, показанного на Рисунок 2.3.б.



Содержание раздела