В любом из этих вариантов клиентские ОС работают в интерактивном режиме, обслуживая пользователей-операторов, а ОС сервера - тоже в интерактивном режиме, но пользователями для нее являются приложения-клиенты. Отличия режима клиент/сервер от обычного интерактивного скорее количественные, чем качественные: ОС сервера выполняет несколько более длинные последовательности процессорных команд без обращения к операциям ввода-вывода и несколько реже получает внешние прерывания. Поэтому дисциплины управления ресурсами в интерактивных и клиент/сервер ОС различаются не структурами алгоритмов, а их параметрами.
Сходные задачи стоят и перед системами реального времени, как правило, работающими в непосредственной связи (on-line) с объектом управления и выполняющими некоторые операции по управлению либо периодически, либо по требованию. Но в отличие от интерактивных или клиент/серверных ОС, для систем реального времени основной целью является обеспечение гарантированного времени ответа, ни в коем случае не превышающего некоторого критического значения.
Наконец, современная (и перспективная) модель вычислений предполагает выделение разнесение всех трех уровней клиент-серверной архитектуры - клиент, сервер приложений, сервер данных - по разным ЭВМ. Функции клиента сводятся к презентации информации для конечного пользователя. Сервер приложений обеспечивает разнообразные вычислительные возможности. Сервер данных - прежде всего хранение и выборку данных, хотя может выполнять и значительную часть их обработки. В условиях развития глобальных коммуникаций каждый клиент может получать обслуживание от многих серверов приложений, а каждый сервер приложений - получать данные из многих источников, как показано на Рисунок 1.3.